Очерк

Очерк
– одна из разновидностей такой малой формы эпической литературы как рассказ, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях) – проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики. Очерк бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте – таковы «Записки охотника» И.С. Тургенева, изображающие крепостнические нравы в деревне, очерки М.Е. Салтыкова-Щедрина, сатирически разоблачающие деградирующее дворянство и чиновничество, это очерки К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Е.Я. Дороша, рисующие социальную и национальную характерность жизни в разных местах России. Бывает очерк и по преимуществу публицистическим, выражающим злободневный интерес к определенному состоянию или тенденциям развития социальной жизни и воспроизводящий ее реальные типичные черты, а часто и значительные индивидуальные факты, но без их эмоционального претворения и заострения (домысливания). Такие очерки часто содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображенную жизнь. Бывает очерк и чисто документальным, предельно точно воспроизводя реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождении прямого публицистического истолкования или оценки автора-рассказчика. Такой очерк обычно рассматривают как жанр публицистики. Некоторые исследователи подлинным очерком признают только документальный, а специфическим жанровым признаком очерка считают документальность. По композиции очерки очень разнообразны: они могут состоять из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью, а могут – из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы, или из рассуждений о них. Для придания единства столь разнородным компонентам важны активность обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи. Большую роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления, описывающего встречи и разговоры с основными героями. Расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливается интерес аудитории к самооценке. Так было в Великобритании в первой половине XVIII века, когда происходило нравственное оскудение господствующих слоев и в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические очерковые зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в конце 1760-х годов, когда стали выходить сатирические журналы (в том числе «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новикова), разоблачавшие в очерковых формах пороки помещиков и чиновников в условиях начавшегося кризиса старого строя. К 1840-м годам, когда кризис углубился, передовая общественность остро поставила вопрос о состоянии русского общества, о нравственной деградации его верхов и угнетенном положении его низов, и тогда художественный и художественно-публицистический очерк стал одним из ведущих жанров, в эту пору возникло и само название жанра. Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский выпустили три сборника так называемых «физиологических» (изучающих «физиологию», то есть внутренние процессы общественной жизни) очерков «натуральной школы». Вся российская демократическая литература примерно до 1880-х годов увлекалась очерками, даже сатирические «обозрения» М.Е. Салтыкова-Щедрина и крестьянские поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединенных единством их социально-политической «нравоописательной» проблематики. В дальнейшем все демократические писатели во главе с В.Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру. Очерк был и в советской литературе и публицистике весьма распространенным жанром. Несмотря на цензурные и общие идеологические рамки, советские очеркисты в своих лучших произведениях совершенствовали основную познавательную функцию очерковой литературы: пафос исследования, проблемности и разведывания жизни (например, «Тяжелый характер» В. Тендрякова, «Шаги по росе» В. Пескова, «Вокруг да около» Ф. Абрамова, «Деревенский дневник» Е. Дороша). Блистательные очерки А. Стреляного, В. Селюнина, Ф. Бурлацкого, Ю. Черниченко, публиковавшиеся в основном на страницах «толстых» журналов, стали одной из наиболее ярких примет времени перестройки в СССР. В этот же период очерковый жанр заметно присутствует в разделе публицистики журнала «Литературный Киргизстан». После распада Советского Союза очерковый жанр заметно деактуализируется и в постсоветской печати постепенно приходит в упадок.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ. . 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Очерк" в других словарях:

  • очерк — очерк, а …   Русский орфографический словарь

  • ОЧЕРК — Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… …   История слов

  • Очерк — литературный жанр, отличительным признаком к рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего… …   Литературная энциклопедия

  • ОЧЕРК — ОЧЕРК, очерка, муж. (книжн.). 1. Контур, очертание. «Не подходи: обведена волшебным очерком она.» Баратынский. «Как нежны очерки лица и шеи белой.» Мей. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего нибудь… …   Толковый словарь Ушакова

  • очерк — Набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. См. эскиз... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. очерк набросок, абрис, эскиз, этюд, контур, книга; скетч, рисунок, силуэт, история,… …   Словарь синонимов

  • ОЧЕРК — 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления …   Большой Энциклопедический словарь

  • Очерк — 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы; 2) публицистические, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и… …   Энциклопедия культурологии

  • очерк —     ОЧЕРК, эссе …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОЧЕРК — ОЧЕРК, а, муж. 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее изложение какого н. вопроса. О. русской истории. | прил. очерковый, ая,… …   Толковый словарь Ожегова

  • очерк — очерк, мн. очерки, род. очерков (не рекомендуется очерка, очерков) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • очерк — эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. Рубрика: роды и жанры литературы Род: публицистические жанры + эпические жанры Вид:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»